advaitavedanta (advaitavedanta) wrote,
advaitavedanta
advaitavedanta

Category:

Йога Васиштха - книга 6, сарга 93 (новый перевод с санскрита)

Сарга 93. История о Чудале: Пробуждение Шикхидхваджи.

1. Васиштха сказал:
Затем Шикхидхваджа встал и сжег свою хижину из сухой соломы, построенную c глупыми невежественными представлениями о «моем».
2. Потом мудрец Шикхидхваджа собрал то, что еще оставалось, и со спокойным разумом сжег все одно за другим.
3. С радостью он спалил, выбросил, разорвал и уничтожил посуду, собственную одежду, запасы еды и прочее.
4. Он полностью разрушил свою обитель, бывшую совсем недавно человеческим жилищем, как Вирабхадра уничтожил место жертвоприношения Дакши.
5. Стада пасущихся оленей снялись с места и покинули окрестности ашрама, как перепуганные жители покидают город, охваченный пожаром.
6. Спалив все в огне с сухими дровами, король оставался бесстрастным и удовлетворенным, хотя у него оставалось только истощенное тело.
7. Шикхидхваджа сказал:
Избавившись от желаний, я отрекся от всего, наконец-то после столь долгого времени пробужденный тобой, О сын богов!
8. К счастью, я познал чистый абсолют, к чему мне теперь любые предметы и желания?
9. Пока остаются разнообразные причины для привязанностей, мой разум отказывается от них и остается в высочайшем блаженстве и спокойствии.
10. Я спокоен и полностью неподвижен. Я блажен. Я победил. Все привязанности пропали. Я достиг полного отречения.
11. Пространство - мои одежды, пространство - моя обитель и я сам подобен пространству. О сын богов, остается ли что-то помимо этого полного отречения?
12. Кумбха (молодой аскет) сказал:
О король Шикхидхваджа, ты не отрекся от всего. Прекрати эту глупую болтовню о высшем блаженстве полного отречения.
13. Ты по-прежнему не отказался от того, что является наилучшим из всего. Только отбросив это без остатка, обретается высшее состояние вне страданий.
14. Васиштха сказал:
Услышав это, король немного задумался. Потом он сказал вот что, О могучий лотосоокий Рама!
15. Шикхидхваджа сказал:
Тогда, О сын богов, для полного отречения остается только мое тело, состоящее из крови и плоти и содержащее клубок ядовитых змей органов чувств.
16. Тогда я встаю и готов тут же уничтожить тело. Уничтожив себя, я достигну полного отречения.
17. Васиштха сказал:
Сказав это, он встал, чтобы тут же броситься с обрыва. Когда он был готов сделать это, Кумбха заговорил.
18. Кумбха (молодой аскет) сказал:
О король, почему ты хочешь уничтожить в горной расщелине свое невинное тело, как глупый бык, в ярости убивающий собственного теленка?
19. Тело инертно, низко, несознательно и аскетично и никогда не доставляло тебе проблем. Не оставляй его, оно совершенно неразумно.
20. Оно всегда пребывает в неосознанной сосредоточенности в самом себе, и двигается только по воле других, как бревно, несомое волнами.
21. Его приводит в движение кто-то другой, кто только и заслуживает наказания, подобно пьяному дикарю, досаждающему аскету в медитации.
22. Тело не виновно в ощущаемых страданиях и радостях, как дерево не виновно в том, что ветер, качая его, роняет с него плоды и листья.
23. За падение плодов, веток и цветов ответственен ветер, который сотрясает невинное дерево, О мудрый!
24. Избавление от тела, О лотосоокий, не делает отречение полным - наоборот, оно создает для этого трудности.
25. Уничтожение этого невинного тела было бы ошибочным и бесполезным, потому что отказом от тела полное отречение не достигается.
26. Если ты отречешься от того виновного, что приводит в движение это тело, как взбешенный слон раскачивает дерево, тогда ты достигнешь полного отречения.
27. Если ты сможешь отказаться от этого, это будет отречением от всего, - и от тела, и от всего остального, О король! Если нет, то самсарное бытие прекратится только на время, чтобы потом возникнуть вновь.
28. Шикхидхваджа сказал:
Но что движет телом? Что является источником рождений и действий? О юноша, отказ от чего есть отказ от всего?
29. Кумбха (молодой аскет) сказал:
О король, полное отречение - это не отказ от тела или королевства или хижины и всего остального.
30. То, что является единственной причиной всего и что само является всем во всем, - отказ от этого и является полным отречением.
31. Шикхидхваджа спросил:
О лучший из знающих всю истину, скажи, что это, пребывающее во всем и везде и являющееся всем, отказ от чего будет отказом от всего?
32. Кумбха (молодой аскет) сказал:
О садху, это то, что наполняет собой все, и его называют дживой, ограниченным сознанием, праной и другими именами. Это разум, который является всем, невежество, которое не является ни инертным, ни не инертным.
33. Знай, что только сам разум есть заблуждение, разум есть человек, разум есть весь этот мир, и разум есть все, О король!
34. Только разум является семенем королевства, тела, обители и всего остального, О король, также как семя дерева содержит в себе дерево.
35. Отречение от семени всего становится полным отречением, это и есть отречение от всего, О король. Без него не может быть полного отречения.
36. Все, и праведность, и неправедность, королевство, лес и все остальное при наличии разума приносят огромные страдания, но без разума они же приносят огромное наслаждение.
37. Этот разум прорастает как мир, как из семени прорастает дерево побегами тела и другими формами.
38. Как ветер качает дерево, а землетрясение - гору, как кузнец движет кузнечными мехами, так разум движет тело.
39. Ощущения всех существ, включая старость, смерть и рождение, а также твердость и самоконтроль великих мудрецов, - все это пребывает в разуме.
40. Весь этот мир прорастает из разума побегами тела и другими формами. Ограниченное существо является разумом.
41. В соответствии с его действиями, его называют интеллектом, чувством собственной важности, эго, праной, осознанием, внутренней тишиной и прочими именами, О мудрый.
42. Разум является всем, и с оставление его, О король, прекращаются все волнения и болезни и достигается полное отречение.
43. Отречение от разума и есть отречение от всего, О лучший из отрекающихся. При полном отречении от всего, О могучий, как может истина не стать очевидной?
44. Когда оставлен разум, прекращаются все понятия о двойственности и единстве, и остается только высочайшее спокойствие чистого недвойственного нераздельного Абсолюта.
45. Разум - это поле, на котором вырастает урожай этого творения, но когда поле не возделывается, можно ли с него собрать урожай?
46. Только разум становится разнообразными картинами изменяющихся состояний и событий, как вода видится разнообразными волнами.
47. О король, отказом от разума, т.е. отказом от всего, достигается все, как император обретает полную власть.
48. Как ты отвергаешь все, так другие отвергают тебя, - зачем за себя держаться, О король!
49. Как жемчужина в ожерелье прячет в себе нить, так отрекается от всего тот, кто растворил в себе все сети мира в прошлом, настоящем и будущем.
50. В пустоте чистого Сознания отрекшегося от всего содержится вся вселенная и три периода времени, он подобен нити, соединяющей жемчужины в ожерелье.
51. Отрекшийся от всего подобен лампе без масла, но он освещает все высочайшим светом, как горящая лампа, заправленная маслом.
52. Отрекшийся от всего подобен масляной лампе без масла, но он сияет светом чистого Сознания, как горящая лампа с маслом.
53. Ты сам остаешься, даже когда отказался от всех предметов, также чистое Сознание остается, когда отброшено все.
54. Даже когда ты бросил в огонь все предметы, остался ты сам и никто другой, О король. Также после отречения от всего остается то, что называется нирваной.
55. Отрекшийся от всего, ставший пустым, является обителью всех многочисленных возвышенных восприятий, как пространство является обителью сияющих звезд.
56. Тот, кто испил нектар полного отречения, не боится старости и смерти, как облака и пыль в воздухе не могут затронуть пространство.
57. Полное отречение есть причина проявления величия чистого света Сознания собственной природы. Когда ты оставил все, то обретаются величайшие мудрость и твердость.
58. Полное отречение есть высочайшее блаженство. Остальное - ужасные страдания. Ом! Приняв это, поступай как хочешь.
59. Оставивший все обретает все, как воды океана, испаряясь от жара, возвращаются в него с водами рек.
60. Только в полном отречении обретается понимание собственной природы, как драгоценность в пустоте горшка.
61. Только силой полного отречения даже в ужасные времена кали-юги мудрый Будда обрел лишенное сомнений и страхов состояние недвижимое, как гора Меру.
62. О великий король, полное отречение от всего приносит безграничное богатство, - ибо тот, кто не присваивает ничего, обретает все.
63. Состояние отрекшегося от всего подобно спокойному неподвижному умиротворенному в себе пространству. Ты есть это спокойствие и неподвижность, О король. Оставайся в этом состоянии.
64. О великий король, оставив все, оставь и оставляющего. Оставив даже загрязняющее понятие «я отказался от всего», будь свободным!

Этим заканчивается сарга девяносто третья «История о Чудале: Пробуждение Шикхидхваджи» первой части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Tags: #васиштха, васиштха
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аудио-книга Йога Васиштхи

    Благодаря хорошим людям отовсюду, сбор средств на подготовку второго тома Йоги Васиштхи был успешно закончен, едва начавшись. Необходимая сумма была…

  • О переводчике

    О переводчике Свамини Видьянанда Сарасвати – имя, данное в традиции Адвайта Веданты Степановой Лилии Юрьевне при принятии ею саньясы в 2010…

  • Том 1 Йоги Васиштхи выпущен в виде электронной книги.

    Том 1 Йога Васиштхи (включающий первые три книги из шести - О разочаровании, О пути искателя, О создании) выпущен в виде электронной книги. Огромная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments