advaitavedanta (advaitavedanta) wrote,
advaitavedanta
advaitavedanta

Categories:

Йога Васиштха - книга 6, сарга 41 (новый перевод с санскрита)

Сарга 41. О понимании нереальности мира.

1. Васиштха спросил:
О Господь, кто такой Шива? Кого называют высшим Брахманом? Что такое «Я» и что такое «высшее Я», О Господин?
2. О Владыка всех трех миров, объясни, почему о реальности говорят как о чем-то и не о чем, как о пустоте и сознании? Откуда взялись эти и другие различия?
3. Шива продолжил:
Реальность описывают, как нечто безначальное, бесконечное и ничем не освещаемое. Из-за того, что она недостижима чувствами и разумом, она как бы не существует.
4. Васиштха спросил:
О Владыка, если это недоступно для чувств, разума и интеллекта, то как его можно познать?
5. Шива ответил:
Искатель, который в целом полон саттвы, и у которого остается совсем немного невежества, саттвическим же невежеством в виде писаний и практик
6. Удаляет остатки собственного невежества, подобно тому, как искусный мойщик удаляет одну грязь с помощью мыла, т.е. другой грязи.
7. Затем, когда невежество пропадает, как в примере с вороной и кокосом, чистое Сознание с очевидностью осознает свою собственную само-очевидную природу чистого Сознания.
8. Если ребенок, поиграв с углем, вымоет руки, то, как только чернота угля сойдет, руки станут чистыми.
9. Если невежество исследуется с помощью изучения различных писаний, невежество распадается на части и осознается собственная природа чистого Сознания.
10. Только Атман, или чистое Сознание, знает самого себя, исследуя свою природу самим собой. Понимание, что есть только чистое Сознание, а невежество не существует, известно как уничтожение невежества.
11. Пока остается хоть какое-то разделение, чистое Сознание не осознается. Причиной осознания себя как чистого Сознания не являются  ни наставления учителя, ни другие практики.
12. Ибо у учителя есть чувства, а чистое Сознание, или Брахман, их лишено. То, что достигается, когда чувства оставлены, не достигается, пока они существуют.
13. О благородный, хотя наставления учителя и прочие методы не являются причинами, они считаются причинами для достижения само-осознания.
14. В процессе объяснений учителя ученик постепенно пробуждается, и собственная природа чистого Сознания являет себя, хотя она непознаваема и пребывает вне любых методов и правил.
15. Атман, или чистое Сознание, не понимается через изучение писаний или с помощью объяснений учителя. Чистое Сознание являет себя само по себе, благодаря своей силе само-осознания.
16. Но чистое Сознание не осознается и без поучений учителя и изучения писаний. Только при совмещении этих факторов появляется знание собственной природы.
17. Когда учитель, писания и ученик правильно совпадают в течение долгого времени, достигается само-осознание, как при свете дня начинаются действия людей.
18. Когда прекращают работу органы действия и органы чувств и когда пропадают двойственные понятия радости, страданий и прочие, остается Шива или Атман, чистое Сознание, что обозначается также выражениями «То», «истина» и другими.
19. Этот мир не существует или же существует только как форма Брахмана. По своей природе мир тоньше пространства, но он кажется постоянно существующим.
20. Таким он всегда ощущается искателями освобождения с недостаточным пониманием, чей разум запятнан разнообразными чистыми понятиями,
21. Недалеко отходящими от видения освобожденного при жизни дживанмукты. Чтобы помочь этим стремящимся к освобождению утвердиться в понимании
и для составления писаний,
22. Величайшими мудрыми защитниками вселенной под предводительством Брахмы, Индры и Рудры были составлены учения пуран и Вед.
23. На высочайшего Ишвару, не имеющего имени, они указывают с помощью разнообразных слов - Сознание, Брахма, Шива, Атма, Ишвара, Бог, высшее Я и прочих.
24. О Васиштха, оставайся всегда в этом блаженстве, называемом Шивой, которое есть истина и основа этого мира и тебя самого, все во всем, всегда и по-всякому.
25. Издавна существует на словах разница в понятиях Шива, Атман, высшее Сознание, Брахман и прочих, но в реальности этого разделения нет.
26. О лучший из муни, мудрые непрерывно поклоняются Богу. Они достигают высшего божественного состояния, где мы и подобные нам являемся слугами.
27. Васиштха спросил:
О Бхагаван, объясни мне, что позволяет тому, что не существует, казаться существующим?
28. Шива ответил:
Знай, что смысл слов «Брахман» и прочих - это только безграничное чистое Сознание, которое настолько чисто, что чистое пространство в сравнении с ним материально и плотно, как гора Меру.
29. Оно становится познаваемым в этом мире и его называют сознанием, хотя оно остается непознаваемым и недостигаемым разумом.
30. Благодаря воображенному ощущению оно мгновенно становится чувством эго, как человек во сне превращается в лесного слона.
31. Затем оно, благодаря ощущениям себя и своего, становится временем и пространством. Хотя эти понятия пусты, они сопровождают чувство эго.
32. С этими понятиями, эго становится индивидуальным сознанием, оживляемым  движением праны, или жизненной энергии.
33. Когда жизненная сила безусильно проявляется, она приводит к пробуждению индивидуального сознания, которое утверждается в состоянии невежества.
34. Затем, одна за другой, внутри появляются энергии слуха, действия и понимания в своей непроявленной форме.
35. Объединение качеств способствует становлению сознания как разума, который подобен семени, прорастающему побегами понятий.
36. Вместилище всего этого мудрые называют тонким телом. Из-за энергии Брахмана, пребывающей в нем, оно имеет способнось осознавать самого себя.
37. Затем в этом разуме появляются (хотя они и не появляются) энергии, которые устремляются наружу.
38. Так появляются ощущения и соответствующие им объекты - движения и звука, прикосновения и кожи, света и зрения;
39. Формы, воды и сладости, а также вкуса и запаха;
40. Также проявляется существование земли, золота и плотной материальности, места, времени и всех объектов различных форм.
41. Так появляется все существующее, бывшее как бы скрытым собственной природой, как появляются цветы и листья,  которые находились в семени.
42. Знай, мой сын, что и плотное, и тонкое тело являются безграничным Сознанием, которое кажется разделенным.
43. Так возникло все это, хотя ничего и не появлялось, - нет ни форм, ни знания, ни осознанности, ни материальности.
44. Все есть только высочайшее чистое Сознание, проявляющееся в собственном абсолютном Сознании, как в воде океана видятся разнообразные формы и движения воды.
45. Все есть только нераздельное чистое Сознание; воспринимаемое отдельно от самого себя, оно кажется материальным и несознательным, напоминая город, видимый во сне.
46. Из-за размышлений и понимания, весь мир становится только Шивой. Но и это - только невежество, ибо откуда вообще взяться миру?
47. Из-за понятий чистое сознание знает себя как часть себя. Ощущая материальность, оно видит часть себя в себе самом как ограниченное сознание.
48. Эта материальность уплотняется, и ограниченное сознание тут же видит ее таковой, и его тонкие материальные органы чувств видят соответственно.
49. Потом из-за понятия о человеческой форме, оно обретает вид человека. Увидев это случайно, подобно вороне и кокосу, оно с легкостью становится плотным.
50. Так ограниченное сознание видит и воспринимает себя как ограниченное существо,  хотя это существо нереально, подобно приснившемуся человеку в привидевшемся небесном городе.
51. Васиштха спросил:
Хотя этот мир нереален, как привидившийся город или приснившийся человек, он приносит страдания. Как можно избавиться от страданий?
52. Шива ответил:
Сознание, обусловленное склонностями и желаниями, видит мир, как страдание; хотя мир нереален, подобно иллюзорной воде в мираже.
53. Тогда, как, кем, для кого и откуда могут появиться обусловленности и желания? Как приснившийся человек может выпить воду в мираже?
54. Когда мир перестает существовать вместе с знающим, чувством эго, разумом, размышлениями и прочим, тогда обнаруживается только реальность.
55. Там нет ни желания, ни желающего, ни желаемого, есть только полный Абсолют и окончание всех волнений и заблуждений.
56. Будь привидение существующим или нет, оно пусто, и что кроме Абсолюта может остаться, когда оно пропадает?
57. Желания и понятия разума пусты также, как и этот демон. Когда они появляются, появляется и то, что называется миром, когда они прекращаются, остается спокойствие и блаженство.
58. Не обучения, а только сожаления достоин тот, кто считает реальным чувство эго и пребывает в мираже этого мира.
59. Мудрые обучают только обладающих различением, а не заблуждающихся глупцов, для кого слова благородных бессмысленны. Обучающий глупца похож на глупого отца, который отдает свою красавицу-дочь замуж за приснившегося человека.

Этим заканчивается сарга сорок первая «О понимании нереальности мира» первой части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Tags: #васиштха, васиштха
Subscribe

  • Аудио-книга Йога Васиштхи

    Благодаря хорошим людям отовсюду, сбор средств на подготовку второго тома Йоги Васиштхи был успешно закончен, едва начавшись. Необходимая сумма была…

  • О переводчике

    О переводчике Свамини Видьянанда Сарасвати – имя, данное в традиции Адвайта Веданты Степановой Лилии Юрьевне при принятии ею саньясы в 2010…

  • Том 1 Йоги Васиштхи выпущен в виде электронной книги.

    Том 1 Йога Васиштхи (включающий первые три книги из шести - О разочаровании, О пути искателя, О создании) выпущен в виде электронной книги. Огромная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment